Публикации

Как пройти выездную налоговую проверку: практические советы по основным моментам

На сегодняшний день выездные проверки налоговых органов не назначаются без наличия достаточных оснований для вывода о незаконной налоговой оптимизации со стороны налогоплательщика.
Налоговый орган, принимая решение о назначении выездной налоговой проверки, понимает, какая примерно сумма доначислений будет по ее итогам.
Это связано с тем, что проведение выездной налоговой проверки следует за этапом предпроверочного анализа налоговых обязательств налогоплательщика, по итогам которого чаще всего налогоплательщика приглашают на рабочую комиссию в налоговый орган, где сообщают размер налоговых «притязаний» к нему, а также предлагают добровольно подать уточненную налоговую декларацию и доплатить налоги в бюджет. В связи с этим у налогоплательщика на этапе назначения выездной налоговой проверки также есть представление о том, какой минимум налогов будет ему доначислен.

Что делать налогоплательщику после назначения выездной налоговой проверки

Как правило, вместе с решением о назначении выездной налоговой проверки налогоплательщик получает требование о предоставлении документов и пояснений.

После получения требования налогоплательщику необходимо подать в тот же или на следующий день ходатайство о продлении срока по предоставлению документов.

Далее необходимо проанализировать:

- кто входит в состав проверяющих – включены ли в него сотрудники правоохранительных органов для обеспечения оперативной поддержки;

- содержание требования – по каким контрагентам (операциям) запрашиваются сведения. Исходя из требования, можно понять, в чем инспекторы видят нарушения законодательства о налогах.

Очень важно на этом этапе оценить налогоплательщику его слабые стороны, понять реально возможный размер доначислений и шансы на их дальнейшее оспаривание в административном и судебном порядках.

В частности, от размера доначислений и срока давности будет зависеть привлечение уголовной ответственности за неуплату налогов.

Если размер доначислений будет значительным, то на этом этапе (если этот вопрос не решался ранее) налогоплательщик должен определить, каким образом он сможет сохранить бизнес, и какие действия для этого нужно совершить.

Здесь сразу предостерегаю от создания одной или нескольких «зеркальных» компаний, на которые будет переведен бизнес. Согласно ст. 45 НК РФ налоговый орган имеет возможность в судебном порядке взыскать с этих компаний начисленную Вам недоимку в размере полученной вновь созданными организациями выручки в результате перевода бизнеса (при условии подтверждения факта перевода бизнеса).

По итогам проведенного анализа ключевое, что должен сделать налогоплательщик, – выработать стратегию поведения в рамках выездной проверки.

Во-первых, необходимо определиться с позицией: какие претензии налогового органа Вы будете опровергать, а с какими возможно согласитесь.

Во-вторых, налогоплательщик должен решить, будут ли им поданы и на каком этапе проверки по проблемным контрагентам уточненные налоговые декларации, а также доплачен налог в бюджет;

В-третьих, налогоплательщик должен решить, стоит ли ему спешить проходить проверку или необходимо попытаться максимально тянуть сроки (например, для окончания срока давности привлечения к уголовной ответственности).

Далее налогоплательщику имеет смысл совершить следующие подготовительные действия:

- организовать сбор доказательств, подтверждающих позицию налогоплательщика по спорным моментам;

- о проверке необходимо предупредить контрагентов, которые наверняка получат требования в рамках встречных проверок (часто это касается наиболее крупных контрагентов, спорных контрагентов, а также тех, у кого Вы арендуете офисные, складские помещения, пользуетесь услугами перевозки). Вы должны понимать, какие вопросы им задает инспекция и какие ответы предоставлены Вашими контрагентами. Не всегда налоговый орган приобщает к материалам проверки документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. Зная о существовании этих документов, Вы в дальнейшем получите возможность запросить их у налогового органа и ссылаться на них в обоснование своей позиции;

- предупредите своих нынешних и ключевых бывших работников (бухгалтеры, финансисты, юристы, директора) о проверке с целью, чтобы избежать паники и неожиданности для них, если сотрудники инспекции придут в офис или к ним домой. Объясните им правила поведения и их права на эти случаи;

- проведите уборку в офисе: Вам не нужны необязательные для хранения документы, проверьте информацию на компьютерах;

- поскольку наверняка будет выемка, чтобы деятельность не была обесточена в результате изъятия большинства документов, подумайте о месте нахождения бухгалтерии;

- самые распространенные контрольные мероприятия в рамках выездной налоговой проверки – допросы, осмотр и выемка. Вы должны к ним подготовиться заранее (об этом расскажу ниже).

Как ответить на требование налоговой

Если срок для ответа истек, а документы по требованию не представлены, и Вы не согласовали с налоговым органом продление срока, или хотя бы не предупредили его о задержке, то велика вероятность проведения налоговым органом выемки. Зачастую инспекторы находят фактический адрес осуществления деятельности и приходят для проведения выемки. Часто изымаются не только документы, но также серверы, жесткие диски – все, что связано с предметом проверки.

Следующее важное правило - не давать документы, которые в силу закона необязательны для составления (например, акты сверки), в случае если эти документы не усиливают Вашу позицию.

Если предоставление определённых документов ухудшит позицию налогоплательщика, то необходимо взвесить, что целесообразнее – предоставить документы или получить штраф 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Отвечать на требование следует кратко, только на поставленные вопросы. Имеет смысл отвечать распространенно, если Вы тем самым усиливаете свою позицию.

Допросы свидетелей: как подготовить сотрудников

Самое распространенное мероприятие налогового контроля – допросы.

Обращаю внимание на следующее:

- уголовной ответственности за неявку на допрос нет;

- последствия неявки – штраф 1000 руб.;

- привод по повестке на допрос невозможен с точки зрения закона;

- Вы не обязаны допрашиваться в том месте, где Вас обнаружили (дома, например), попросите в этом случае прислать повестку (уведомление);

- если вручили повестку (уведомление о вызове), старайтесь допроситься в налоговом органе.

Ввиду вышеизложенного, для налогоплательщика будет надежнее, если допросят только ключевых работников в присутствии адвоката (юриста), а линейные сотрудники допрошены не будут.

Что важно учесть при прохождении допроса:

- если сотрудник не уверен в ответе, он всегда может ответить – «за давностью не помню, нужно посмотреть документы» или «эти вопросы не входят в мои должностные обязанности»;

- во время допроса можно советоваться с представителем о корректности формулировок при ответе на вопрос;

- в конце допроса нужно внимательно читать протокол допроса и при необходимости в конце написать свои замечания на протокол;

- обязательно получите копию протокола допроса – Вы имеете на это право.

Если свидетель не сказал на допросе что-то важное или сказал неправдивую информацию, которая усугубит позицию налогоплательщика, то можно заявить ходатайство о проведении дополнительного допроса. Если в удовлетворении данного ходатайства будет отказано, то свидетель может прийти на рассмотрение материалов налоговой проверки по доверенности и донести свою позицию.

Как варианты, можно также рассмотреть проведение опроса свидетеля адвокатом либо в присутствии нотариуса. В дальнейшем - вызвать свидетеля в суд.

Осмотр помещения и выемка

Как правило, осмотр и выемка – мероприятия налогового контроля в рамках проверки, которые производятся одно за другим – налоговый орган осматривает помещения, где ведет деятельность налогоплательщик, и производит выемку документов и предметов, относящихся к предмету налоговой проверки.

Если к налогоплательщику по месту ведения им деятельности пришли проверяющие с соответствующими Постановлениями о проведении осмотра и выемки, следует внимательно ознакомиться с мотивировкой, а также списком участвующих лиц в данных мероприятиях налогового контроля. Лица, не указанные в Постановлении, – к участию не допускаются.

Если Вы без проблем можете передать добровольно запрошенные документы, постарайтесь договориться о том, что выемки не будет или выемка будет завершена, если Вы добровольно выдадите эти документы. Это необходимо, чтобы не изъяли все документы, сервер, тем самым обездвижив деятельность налогоплательщика.

По итогам выемки следите внимательно за составлением Протокола (описи), в котором должны быть перечислены все изымаемые документы и предметы. Если налоговый орган что-то изымет и не укажет это в Протоколе, то потом налогоплательщику этот документ / предмет будет проблематично вернуть.

При выемке часто налоговый орган допускает нарушения прав налогоплательщика, но при обжаловании данных действий налогового органа только часть нарушений признается вышестоящим налоговым органом и судами существенной:

если выемка производилась в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ);

не были привлечены понятые (п. 3 ст. 94 НК РФ);

не присутствовал налогоплательщик (п. 3 ст. 94 НК РФ);

не составлен протокол или он составлен без соблюдения требований статей 94 и 99 НК РФ (п. 6 ст. 94 НК РФ);

опись не содержит описания всех документов (п. 7 ст. 94 НК РФ);

не изготовлены и не переданы плательщику заверенные копии (п.8 ст. 94 НК РФ).

На практике часто возникают спорные ситуации при производстве осмотра и выемки.

Во-первых, нередко налоговые органы вскрывают для осмотра и последующей выемки помещения налогоплательщика. Такие действия налоговых органов являются незаконными. Единственное последствие недопуска в помещение -

составление соответствующего Акта об этом. Хотя в некоторых ситуациях судебные органы встают на сторону налогового органа, полагая, что данные действия законны, поскольку каждая выездная проверка начинается с направления требования о предоставлении пояснений и документов. И если документы не предоставлены (в том числе, частично), закон дает право провести выемку. А при выемке полномочия шире - инспектор может вскрыть помещения, в котором должны/ могут храниться документы.

Во-вторых, налоговые органы иногда вскрывают помещения/ сейфы при выемке. Вскрытие помещений/сейфов по закону возможно только после отказа лица добровольно выдать документы. Если лицо, у которого производится выемка, не участвует в выемке, то вскрывать помещение нельзя. Встречаются судебные акты, когда суды такие действия при выемке признают законными, аргументируя это тем, что лицо предоставило не все документы по ранее направленному требованию, то есть толкуют «предложение добровольно выдать» очень расширительно.

В–третьих, по проверке, проводимой в отношении налогоплательщика, налоговые органы могут производить осмотр помещений, принадлежащих другим лицам. Законом такие полномочия не предусмотрены, но судебные органы признают законным осмотр помещений взаимозависимых лиц. Аналогичная практика складывается в отношении выемки.

В-четвертых, выемка в жилище без согласия лица допускается только на основании судебного акта.

Но если налоговый орган докажет, что де-юре жилое помещение фактически используется как офис для хранения документов, и в нем никто не проживает, то осмотр и выемку в таком помещении без судебного акта признают законными.

Дополнительно следует отметить, что в рамках выемки у налогоплательщика могут изъять сервер, жесткие диски, компьютеры, поскольку они могут содержать сведения, относящееся к предмету проверки.

Ознакомление с материалами налоговой проверки

Как правило, налоговый орган для ознакомления вместе с Актом, составленным по итогам выездной налоговой проверки, предоставляет налогоплательщику только документы, обосновывающие выводы о налоговых нарушениях налогоплательщика.

Согласно п. 6 ст. 100 и п. 2 ст. 101 НК РФ при ознакомлении с материалами проверки налоговый орган должен раскрыть налогоплательщику всю информацию, полученную в ходе проверки, в том числе опровергающую налоговые правонарушения.

Это касается, в том числе документов, которые ранее были истребованы у налогоплательщика – еще до проведения выездной налоговой проверки, а также всех документов, которые получил налоговый орган в рамках выездной проверки.

В случае если налоговый орган их не предоставляет, налогоплательщик должен подать соответствующее ходатайство о предоставлении этих документов для ознакомления. При отказе или бездействии налогового органа – подать жалобу на это в вышестоящий налоговый орган.

Помимо перечисленных мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках выездной налоговой проверки, налоговый орган имеет полномочия на осуществление следующих действий в рамках проверки:

истребование документов (информации) о налогоплательщике или о конкретных сделках у контрагентов и иных лиц (встречная проверка) (ст. 86, 93.1 НК РФ);

инвентаризация имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ);

экспертиза (ст. 95 НК РФ).
Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик должен, в первую очередь, проанализировать возможные доначисления, спрогнозировать возможность их оспаривания, выработать стратегию и тактику своего поведения, совершить комплекс организационных мероприятии, а в дальнейшем следить за соблюдением своих прав в рамках проверки и при необходимости оспаривать действия налогового органа. Даже если это оспаривание будет нерезультативным, оно сподвигнет налоговый орган внимательнее относиться к соблюдению прав налогоплательщика в ходе проверки.